FAIL (the browser should render some flash content, not this).

Еврейские похороны

Еврейские похороны являются важной заповедью, во исполнении которой приглашаются члены Хевра Кадиша. Ими должны быть евреи, соблюдающие заповеди. Все положенные обряды для мужчины отправляются мужчинами, для женщин – женщинами. Габай, читающий молитвы, у женщин тоже должен быть женщиной.

Благословение и разрыв одежды

Первым делом иудейский обряд похорон подразумевает чтение благословения. В это время все, кто присутствует, разрывают одежды по кромке, а умершему закрывают глаза. Далее все, кроме членов Хевра Кадиша, покидают помещение. Последние снимают с умершего украшения, обнажают до рубашки, приводят в горизонтальное положение. Затем оборачивают тело покойного в простыню, раскрывают окно и зажигают свечу.
Поднятие тела

Спустя 20 минут тело нужно поднять с постели под чтение молитвы. Готовят пол и опускают покойника. Голова покойного находится в приподнятом положении, ноги вытянуты, на руках выпрямляют пальцы. До тех пор, пока тело находится в помещении, занавешивают или отворачивают зеркала. Одного покойника в комнате не оставляют.
Перевозка тела

Если требуется перевозка до морга, покойного кладут в гроб по повелению Габая и везут на кладбище. При укладывании в траурный катафалк изголовье помечают, чтобы перевозка осуществлялась правильно – вперед ногами. На кладбище члены Хевра Кадиша переносят гроб в морг. Покойного стараются уложить близко к месту очищения.
Очищение

Похороны по-иудейски сопровождаются обрядом очищения, куда не допускаются лица, не входящие в Хевра Кадиша. Если присутствуют члены Хевра Кадиша-родственники покойного, им также лучше не участвовать в церемонии. Необходимо запастись теплой водой, большим количеством холодной воды, разными сосудами, платками, полотнищами, ватой и др. Специальные одежды покойника должны быть сделаны из хлопчатобумажной ткани и прошиты льном. Должна быть двухслойная шапка, которая укрывает лицо почившего. Украшений быть не должно, также исключают металл. Запрещается лишь трогать специальные украшения этер. Умерший помещается на стол, укрывается чистой простыней, и над телом произносится молитва. Затем происходит обряд омовения. По старшинству все, кто присутствует, льют теплую воду на тело покойного, начиная с головы. Передавать ковши нельзя. Далее тело очищают при помощи платков. Завершив процедуру с верхней частью тела, покойного переворачивают на левый бок, затем на правый. После этого следует главная процедура очищения Икар га-Тагара. Сначала выливают воду, оставшуюся с омовения, и наполняют два сосуда чистой в объеме не менее 20 л. они устанавливаются с правой и с левой стороны от изголовья. Члены Хевра Кадиша за четыре конца заносят над телом чистую простыню, пока Габай изымает влажную, до сих пор укрывавшую покойного. Старшины поднимают сосуды с водой и – сначала справа, затем слева – выливают их, начиная с верхней части тела покойного. Стоящий слева начинает опустошать свой сосуд раньше, чем заканчивается вода у первого, таким образом 20 литров воды текут на покойного непрерывно. Действо сопровождается молитвой и завершается троекратным «Тагор». После этого на тело водружается простыня, и покойного обтирают.
Облачение умершего

После очищения наступает пора облачения. Еврейские похороны устанавливают следующий порядок этой процедуры. Руководит церемонией Габай, который определяет действия членов Хевра Кадиша. На мужчину надевают брюки, рубашку, саван, пояс и перчатки. Облачение женщин предписывает вначале облачение в рубашку, завязывающуюся в форме буквы шин на рукавах и шее. После этого надевают саван, который должен быть затянут так, чтобы в разрез завязки мог пройти большой палец. Волосы необходимо гладко расчесать, подвязать лентой из льна в форме шин и надеть шапку аналогичной формы завязки. Что до талита, иудейские обряды позволяют хоронить мужчин и в нем. По будням надо надорвать цицит после облачения покойного в талит. По иным обычаям еврейские похороны допускают покрытие талитом уже после того, как гроб опущен в землю. Если мужчина носил талит при жизни, тогда его тело укрывает некошерный талит. Женщин принято накрывать белой простыней. Погибших, умерших насильственной смертью хоронят в одежде, в которой их настигла гибель.
Положение в гроб

Прежде, чем опустить тело в гроб, посыпают стружку, чтобы голова покойного находилась в приподнятом состоянии. В угол гроба кладется простыня, талит, и при переносе тело в него заворачивают. В каждую руку покойного помещают цицит и оборачивают простыней – сперва с левой стороны, затем – с правой, а после и сверху. Если есть вещи каким-либо образом запачканные в крови, их кладут в пустой гроб для погребения с усопшим. Также вместе с покойным захоранивают все, что было отделено от тела. Гроб закрывают затем так, чтобы он оставался немого приоткрытым у изголовья, укрывают черной тканью и ставят ногами к двери под чтение «Левайя».
Разрыв одежды

Разрыв одежд можно осуществить и зале прощания. Обязательным это является для матери, отца, сына, дочери, жены, сестры, брата. При кончине кого-либо из этих родственников размер надрыва должен быть 10 см. Когда хоронят родителей, разрыв производят от сердца слева. При прощании с остальными родственниками надрывают справа верхней рубашки. Женщина должна прикрыть надорванный участок. При совершении церемонии стоят, гроб в это время открыт. Когда хоронят родителей надрыв необходимо сделать вручную, при прощании с другими родственниками допускается использование инструментов. Тогда же произносится благословение. После разрыва одежды разрешается испросить прощения. Надорванное одеяние по смерти родителей нужно носить в течение недели. При необходимости заменить одежду в этот срок, её также разрывают.
Проводы из дома

Если прощание происходит дома, то все перечисленные мероприятия производятся в домашних условиях в том же порядке. За церемонией следит Габай и члены Хевра Кадиша. Гроб плотно закрывают, помещают на катафалк ногами вперед.
Проводы из траурного зала. Похороны

Похороны по-иудейски подразумевают ряд особенностей, на которые следует обратить внимание перед непосредственным погребением. Сюда следует отнести размер могилы, присутствие прорезанного треугольника слева внизу гроба, наличие небольшого мешочка земли из могилы, который потом будет положен под голову усопшего. Также покойного осыпают землей, и покрывают глаза и рот черепками глины, и надеваю шапку. Присутствующим по очереди дается возможность по старшинству завинтить гроб, в то время как Габай наблюдает, чтобы гроб был покрыт черным покровом. При завинчивании инструмент из рук в руки не передают. Выносят гроб члены Хевра Кадиша. При прощании гроб находится перед местом оратора ногами покойного на выход. Далее предполагается чтение молитв.
Кадиш

В траурном зале, перед проходом в который снимают обувь из кожи, участники прощания присутствуют при чтении молитвы Кадиш (в Таханун – Кадиш Ятом)
Траурный ряд

Еврейские похороны завершаются тем, что пришедшие строятся в два ряда, середина которых образует тропу для прохода родственников усопшего.
Суббота, праздники, будни праздников

Если кончина пришлась на субботний день, праздничный или на будни праздника, церемония изменяется. В такие дни не предусмотрены благословение и разрыв одежд. Тело перемещают, возложив на него хлеб. По субботам и праздникам нет очищения. Если смерть пришлась в праздничный день или незадолго до того, очищают и хоронят после исхода. Если по времени похороны пришлись на второй праздничный день, а до этого очищение сделать было нельзя, то его допустимо произвести и на вторые сутки. Для очищения в праздник берут много платков, чтобы впитать влагу, так как в такие дни запрещено обтирание тела. В будни праздников детям разрешается делать надрыв при прощании с родителями. По другим членам семьи надрыв разрешен после окончания праздничных дней. Праздники и будни праздников не сопровождаются молитвами, не читают Кадиш Ятом, гроб в такие дни не должен быть завинчен евреями, траурный ряд также исключается.
Некоторые запреты, которые сопровождают похороны по-иудейски; Еврейское кладбище

По еврейским обычаям оставлять покойного на ночь нельзя, кроме случаев, когда смерть пришлась на субботу или праздник, когда не готовы необходимые документы, вещи или родственники не имеют возможности достойно проститься с умершим до исхода. Также еврейские похороны не предполагают кремации тела. Еврейское кладбище устроено таким образом, что могилы там должны отстоять друг от друга на расстояние 30 см и высотою и шириною быть 60 см. На еврейском кладбище не хоронят тех, кто по галахе не является евреем. Также традиционное еврейское кладбище исключает близкое расположение могил религиозных и нерелигиозных евреев. Новое еврейское кладбище, скорее всего, структурировано таким образом, что захоронения производятся на трех частях. Одна часть предназначена для религиозных, вторая – для нерелигиозных, третья для тех, кто по галахе не является евреем. Части должны быть на расстоянии друг от друга не менее 4, 8 м. или разделены оградой не ниже, чем 1 метр. Третья часть еврейского кладбища также предназначена для совершивших самоубийство и захоронений прахом.
Законы для скорбящих

Еврейские обычаи похорон различают два статуса – скорбящий (онен) и авель (находящийся в трауре). Первый сменяется вторым, когда могила полностью засыпана. В первую неделю траура (шива) запрещено выходить из дома (разрешены походы в синагогу), сидеть на стуле (размещаются на поверхности пола), носить обувь из кожи, использовать горячую воду для омовения, заниматься сексом. В случае, если церемония похорон осуществлялась до захода, такой день признается первым днем шива и на следующий нужно надеть тефилин. Последний день длится в течение часа по прошествии Шахарит. Во время Шаббата в неделю траура допустимо сидеть на стуле, носить обувь из кожи. По одному из обычаев все время траура должны гореть свечи. Желательно провести это время в доме умершего. В первый прием пищи подается что-нибудь округленное, а саму еду для первой трапезы должны готовить соседи или друзья. В первые трое суток человек, находящийся в трауре, может быть освобожден от службы. Если средства позволяют последующие дни также допустимо не работать. Если траурную неделю выпадает Йом-Тов (кроме Хануки, Пурима), траур завершается накануне праздника. Если похороны пришлись на Хол-аМоэд, траур начинается по завершении празднования. В этом случае второй день Йом-Това совпадает с первым траурным днем. Траур длиться в течение тридцати дней, кроме траура по родителям. В этот срок не надевают новых одежд, не участвуют в свадебных праздненствах, не стригутся. Траур может прервать Йом-Тов, за исключения траура по родителям. Он длится в течение года. Если известия о смерти родственника приходят человеку в один из тридцати дней со дня кончины, он осуществляет, согласно обрядам, крия, шива, шлошим. Когда известие приходит после тридцатидневного срока, он садится шива на час.
Памятник

Обычно установка памятника на еврейском кладбище производится либо по истечении тридцать дней по смерти, либо по прошествии года. На монумент наносят еврейские имя и еврейскую дату кончины.
Поминовение

Первая годовщина, если церемония похорон произошла по прошествии трех дней по смерти, читают Кадиш-Йорцайт в канун даты похорон. Первые одиннадцать месяцев принято читать Кадиш по покойному не менее раза в сутки. Если нет возможности читать его в миньяне, чтения нужно заказать в синагоге. Кадиш читается или заказывается каждым из родственников. Также предполагается зажжение свечи, которая горит от захода до захода. Свеча зажигается перед заходом в канун субботнего дня.

Еврейские похороны и траур

 

Законы и обряды траура

Наша жизнь временна. Приходит час, она обрывается, и человек предстаёт перед Создателем. Рабейну Там пишет в своей книге «а-Сефер а-Яшар»: «Наш мир схож с подземной пещерой в пустынном месте. Житель этой пещеры убеждён, что помимо неё ничего нет, хотя, выйдя, увидел бы он большие страны, и небо, и море, и солнце, и звёзды. Так человек, пока жив, будет думать, что нет иного мира, хотя, выйдя из него, увидит он грандиозный мир иной во всём его великолепии». В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего.
Последние часы жизни еврея

В большую заслугу ставится человеку искреннее раскаяние перед смертью. Поэтому тот, кто тяжело болен и не знает, что несёт с собой каждый следующий день, должен произнести видуй (?????) — перечисление грехов, и во всех них раскаяться. Если он не в силах прочесть, может сказать видуй про себя, а если и это трудно, то кто-то другой читает ему видуй вслух и больной отвечает: «Если я, не дай Б-г, умру, пусть моя смерть искупит все мои грехи». Надо соблюдать такт и осторожность, напоминая больному о раскаянии, чтобы не напугать его и не повредить его здоровью. Тем, кто стоит у постели умирающего, запрещено покидать его до самого момента смерти; особенно важно находиться возле него во время исхода души из тела. Всё то время, пока ещё можно сохранить жизнь человека, нужно применять все необходимые для спасения способы лечения или оживления. Однако запрещены те методы лечения и ухода, в которых нет особой необходимости для спасения уже агонизирующего, т.к. они лишь способствую ускорению конца. Сразу после смерти стоящие возле отошедшего произносят полный текст Шма Исраэль (без благословений), приводимый в молитвенниках в Шахарит. Тело не покидают, кто-то должен остаться возле него читать Теилим; зажигают свечи. В комнате, где находится мёртвый, нельзя есть. Вступают в действие определённые законы, которые обязаны выполнять родственники умершего до его похорон ( ?????? ) и после них (?????). Семь степеней родства требуют соблюдения траура: отец, мать, сын, дочь, брат (даже если он только по отцу или только по матери), жена — по смерти мужа и муж — по жене. По младенцу, умершему до того, как ему исполнилось 30 дней, не требуется держать траур.
Перед погребением

Родственники умершего заботятся, прежде всего, обо всём, что связано с погребением умершего и похоронами, они обязаны также уберечь тело от анатомического вскрытия. Если нет особо важной на то причины, не откладывают похороны на утро следующего дня. Пребывающему в трауре, но ещё не похоронившему родственника, нельзя стричься, мыться, пользоваться косметикой, участвовать в званых или торжественных обедах, веселье. Он не говорит «шалом» в знак приветствия, не ест мяса и не пьёт вина, не занимается ремеслом и торговлей и не делает никакой тяжёлой работы. Он освобождается также от всех молитв и благословений (даже на пищу) и от соблюдения некоторых заповедей: не отвечает амен, не обязан читать Шма Исраэль, Шмонэ Эсрэ и т.п. Однако ему нельзя нарушать запреты, и поэтому перед едой он обязан омыть руки, хотя и без благословений аль нэтилат ядаим и а-Моци; утром после сна также омывает руки по три раза каждую и т.п. После того, как покрыта могила, родственники умершего снова должны молиться, благословлять (тфилин накладывают, лишь начиная со следующего дня после похорон). Поскольку в субботу не хоронят и забота о погребении не лежит в этот день на родственниках, то они обязаны соблюдать все мицвот. В субботу можно есть мясо и пить вино. Однако супружеские отношения запрещены.
Еврейский похоронный обряд

Родственники умершего должны позаботиться о достойных похоронах. Однако им нельзя переходить границы в выражении своей скорби: нельзя наносить царапины на лицо и тело, рвать на себе волосы и т.п. Порядок похорон обычно объясняется работниками Хевра Кадиша. Мы остановимся вкратце на самых общих и основных законах. Участники похорон произносят 91-ю главу Теилим: «Живущий под покровом Всевышнего…» и другие главы Теилим, принятые в таких случаях, а также молятся, чтобы Б-г сжалился над умершим и избавил его от наказаний. Принято давать милостыню во время похорон. Тот, кто приблизился к телу на расстояние в 4 амы и меньше, должен прикрыть свои цицит. Встретивший похоронную процессию, сопровождающую еврея в последний путь, должен присоединиться к ней и пройти хотя бы 4 амы со всеми участниками. Родственники умершего надрывают одежды. Обычно работники Хевра Кадиша указывают, как и когда это делается. До похорон можно переменить одежду, чтобы не порвать дорогое платье. Перед тем, как надорвать — совершить ????? — произносят благословение: Барух Ата А-Шем Элокейну Даян а-Эмет. Эту заповедь исполняют стоя. Рвут руками, от горловины по направлению вниз, но не в бок. Если умерли родители, то дети надрывают все носимые одежды, кроме зимнего пальто и нательного белья. Надрывают в таком случае с левой стороны до уровня сердца. Остальные родственники (отец, мать, брат, сестра, муж или жена) надрывают только на один тэфах — 9,6 см. и только одну из носимых одежд, с правой стороны. Принято, что работники Хевра Кадиша начинают надрывать ножом, а родственник продолжает сам руками. Женщине, пребывающей в трауре, вначале помогает другая женщина и совершает крия (надрыв) так, чтобы не обнажать тело. Если умер отец или мать, то дети должны надорвать и те одежды, которые они переменят во время семи дней траура, за исключением субботних. О починке разорванной одежды по окончании траура надо спросить раввина. Женщина немедленно поправляет разорванные края булавками или неровным швом. Оплакивают умершего, вспоминая в речах его добрые дела и заслуги перед Б-гом и перед людьми. После того, как могила покрыта землёй, читают молитву Цидук а-дин. Родственники произносят специальный Кадиш. После похорон мужчины расходятся в стороны, образуя два ряда, и между ними проходят родственники умершего, разув обувь. Стоящие по сторонам выражают соболезнование. Возвращаясь с похорон, омывают руки по три раза каждую до того, как входят в дом. Коэну запрещено входить в помещение, где находится тело скончавшегося, а также подходить близко к могиле. Наоборот, если умер родственник, коэн обязан почтить его своим приближением. Подразумевается одна из семи степеней родства: отец, мать, сын, дочь, брат по отцу (но не по матери), незамужняя сестра по отцу, жена. Необходимо также, чтобы тела их были полностью целы, т.е. присутствовали все органы.
Первая трапеза после похорон

Соседи и друзья должны позаботиться о родственниках умершего, пребывающих в трауре, и принести им из своего дома пищу для первой трапезы после похорон. Принято готовить хлеб или круглые булки и крутые очищенные яйца: как они по форме замкнуты в себе, так и человек в скорби замкнут в себе; их круглая форма напоминает о том, что скорбь вращается в мире и переходит от одного человека к другому.
Семь дней скорби — шив-а (????)

Они начинаются сразу после погребения умершего. Вот несколько основных законов, которые исполняет человек, находящийся в трауре:
он не выходит из дома в течение всех дней траура, кроме субботы;
на молитвы собирают миньян в его доме;
он не сидит на стуле, возвышающемся более, чем на 3 тэфаха, над полом;
нельзя носить кожаную обувь, даже если из кожи сделаны лишь отдельные её части;
пребывающие в трауре не отвечают «шалом» на приветствие и, тем более, не приветствуют первыми;
изучение Торы, веселящее сердце человека, запрещено скорбящему. Он имеет право изучать только темы, связанные с трауром или бедствиями: книгу «Иов», главы из Ирмиягу, содержащие обличение в грехах, третий раздел гмары «Моэд Катан», законы траура;
запрещено во время шив-а стирать и гладить, даже постороннему человеку нельзя это делать в доме скорбящего. Пребывающий в трауре не носит вообще свежевыстиранных одежд и, тем более, ничего нового. Не меняют в это время ни простыни, ни полотенца. Если же одежда испачкалась или пропиталась потом, можно переменить её;
нельзя мыть всё тело полностью даже в прохладной воде, однако можно сполоснуть ею руки, ноги и лицо. Мытьё горячей водой запрещено вообще, но в медицинских целях или для отмывания грязи оно позволено;
запрещено пользоваться косметическими мазями, жирами, маслами, мылом, кроме тех случаев, когда это требуется для медицинских целей или для удаления грязи;
скорбящий не бреется и не стрижётся, не отрезает ногти. Оторвать мешающий ноготь рукой или зубами можно;
супружеские отношения запрещены;
Нельзя заниматься ремеслом и другой работой, но можно привести в порядок дом и готовить пищу.
В доме скорбящего покрывают накидками зеркала и картины. Зажигают свечу в память по умершему для возвышения его души (???????????). Эту свечу оставляют гореть и на время субботы во время семи дней траура (лучше зажечь её в комнате, где умер человек, а если это невозможно, то там, где он жил). Скорбящий не соблюдает траур публично во время субботы, поэтому он может носить кожаную обувь, идти в синагогу, менять одежду. Супружеские отношения запрещены и в субботу. На седьмой день утром, после молитвы утешают скорбящего и он завершает семь траурных дней. Если, скажем, траур начался во вторник (независимо от того, похоронен умерший накануне ночью или в течение дня), скорбящий прекращает исполнение законов траура в понедельник утром.

Молитвы в течение шив-а — первых семи дней

В доме собирают миньян. Приносят свиток Торы, чтобы читать по нему, по крайней мере, три раза. Тот, кто пребывает в трауре, произносит Кадиш, сыновья молятся в качестве шлихэй цибур. В конце молитвы читают 49-ю главу Теилим, а в те дни, когда не произносят Таханун, и на исходе субботы произносят вместо этого главу 16. В доме, где сидят шив-а не произносят Таханун, Кель Эрех Апаим, Ла-менацеях мизмор лэ-Давид яанха Ашем бэ-йом цара. Все семь дней после молитвы изучают главы из Мишны ради возвышения души умершего ( ??????????? ). По обычаю выбирают те отрывки, которые начинаются с букв имени умершего. Принято также изучать отрывки 4-7 седьмой части трактата «Микваот». Начальные их буквы составляют слово ???? — душа. После этого произносят молитву Анна, приводимую в конце книги мишнаёт.
Ради возвышения души

Сын, читающий Кадиш по отцу или матери, возвышает их души на Высшем суде. Кадиш восславляет и освящает Имя Б-га и содержит молитву о том, чтобы Оно было признано всеми живущими. Если покойный не оставил после себя сына, то Кадиш читает другой родственник. Произносят его в течение 11 месяцев. Сын также молится как шлиах цибур ради возвышения души усопшего на всех молитвах, кроме субботы и праздника. Особенно это важно в Арвит на исходе субботы. Почтить родителей и сделать им добро, возвышая их души пред Всевышним, можно и после их смерти. В святой книге «Зоар» написано, что сын, идущий путями Торы, исполняет тем самым мицву почитания отца и матери. Также высоко почитают в Вечном мире душу умершего, если сын его учит Тору.
Утешение скорбящих

Утешение скорбящего является мицвой милосердия. Входя в дом скорбящего и покидая его, не говорят «шалом», не обнимаются, сидят молча, пока сам скорбящий не начнёт говорить. После этого стараются поддержать его морально, успокоить и примирить с решением Неба. Вставая перед уходом, говорят ему: а-Маком йенахем отха бэ-тох ш-ар эвлей Цийон в-Ирушалаим — «Всевышний утешит тебя вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима». Тот, кому не удалось во время шив-а утешить скорбящего, говорит ему эту фразу в течение 30 дней траура. По истечении этих дней говорят просто титнахем — «утешься!». Если же это траур по отцу или матери, то говорят скорбящему всю фразу утешения в течение 12 месяцев.
Шлошим — тридцать дней траура

Шлошим продолжаются после шив-а ещё 23 дня. В это время человек, пребывающий в трауре:
не бреется;
не стрижётся;
не обрезает ногтей ножницами (можно оторвать мешающий ноготь зубами или рукой);
не купается и не моется для удовольствия (для удаления пота и грязи можно мыться в прохладной воде);
не одевает новых, чистых или отглаженных одежд (можно пользоваться такой одеждой, если другой человек немного поносил ей перед этим);
не заходит в места, где празднуют, на торжественные вечера, везде, где есть музыка, праздничное угощение или встреча друзей за столом;
ему не говорят в знак приветствия «шалом», но он может сказать «шалом» и ответить, если по ошибке его приветствовали;
он меняет своё место в синагоге (не приближаясь при этом к восточной стене) на 30 дней, а тот, кто скорбит по отцу или матери, — на все 12 месяцев.
Траур в праздники

Тот, кто пребывал в трауре перед Рош Ашана, Йом Кипуром, Суккот, Песахом, Шавуот, — даже если траур продолжался только несколько часов, прекращает его полностью с наступлением праздника. Если праздник выпадает на «шлошим», то и они отменяются. Это верно и в том случае, когда седьмой день траура выпал на самый канун праздника (эрев хаг), т.к. с утра седьмого дня законы шив-а прекращаются и входят в силу законы «тридцати дней», которые и будут отменены наступающим праздником. Однако, если похороны состоялись в холь а-моэд, то по окончании праздника соблюдают семь дней траура. При этом счёт шлошим — тридцати дней ведётся с момента погребения.
Двенадцать месяцев

Траур по отцу или матери продолжается 12 месяцев (даже если год високосный, т.е. в нём 13 месяцев). Пребывающие в трауре:
не бреются и не стригутся. Однако, если волосы стали слишком длинны, то можно постричься;
не принимают участие в свадьбах и т.п.;
их не приветствуют словом «шалом»;
меняют место в синагоге.

Весть «близкая» и весть «далёкая»

Если весть о смерти родственника пришла в течение 30 первых дней после смерти, соблюдаются все законы траура. Это называется «весть близкая». После тридцати дней — «весть далёкая», и законы траура при ней облегчаются:
вместо шив-а сидят лишь один час;
шлошим не соблюдают, но по отцу или матери держат траур 12 месяцев с момента смерти.
Памятник над могилой — мацейва

По традиции после шив-а ставят памятник. Обязанность поставить его падает на всех членов семьи. На памятнике не должно быть скульптурных изображений человека и животных. Евреи не кладут цветов или венков к могиле, как это принято у других народов, поскольку Тора запрещает заимствовать чужие обычаи. Когда памятник поставлен, говорят надгробные речи, вспоминая о заслугах умершего перед Б-гом и перед людьми.
День памяти — йорцайт

Годовщина со дня смерти называется «день памяти» (йом а-зикарон) или йорцайт. В субботу накануне дня памяти сына вызывают к Торе. В течение этой субботы, на её исходе, а также в сам день годовщины сын молится как шлиах цибур и читает Кадиш. В день памяти его вызывают к Торе, если в этот день есть чтение Торы. В день годовщины принято зажигать свечу и учить главы из Мишны ради возвышения души умершего, а также молиться на могиле отца и матери. Читают 33, 16, 57, 72, 91, 104 и 130-ю главы Теилим. После этого произносят те стихи из главы 119, которые начинаются с букв, составляющих имя умершего и затем — стихи, начальные буквы которых составляют слово ???? — душа. Как заключение мы хотим привести сказанное в книгах пророков о грядущих днях: «Уничтожит смерть навечно и сотрёт Б-г слезу с каждого лица». В последней из 13 основ веры сказано: «Я верю всем сердцем, что осуществится воскрешение мёртвых в час Б-жественного желания, да будет Имя Его благословенно во веки веков».

Из книги рава Зеева Гринвальда «Суббота. Праздники. Будни»